Форум » Масла и спецжидкости » Моторное масло

Проверка моторного масла методом «Масляного пятна»

За рулем: Лада 2110
Всем привет. Сейчас проходим в универе моторные масла и вот дошли до того как проверить масло в двигателе «нормальное или требует замены».
Порядок действия:
1. Прогреваем двигатель минут 5-10, и глушим его.
2. Берем лист бумаги 100х100 мм., примерно, и капаем с щупа каплю масла на него.

Моторное масло: Берем пробу масла)

Моторное масло: капля с шупа

Моторное масло: Капля масла на листке бумаги

3. Ложем сушить этот листочек куда-нибудь чтоб место где масляная капля ничто не задевала. (сушка происходит примерно 2 часа на батарее, просто может больше).

Моторное масло: Сушим на батарее

Моторное масло: Сушим на обогревателе

Далее оцениваем масло:

Моторное масло: Анализ картинки

1. Присадки моторного масла — есть.
2. Моющие свойства хорошие.
3. Воды нет. так как края гладкие, если же резкая неровность то вода есть!

Моторное масло: Пояснение

Вывод: масло можно не менять.
И помните если масло темное не стоит его менять это означает что присадки хорошо работают, сперва проверьте его данным методом, а потом делайте вывод о замене масла или ездить дальше.)))) Спрашивайте, комментируйте, голосуйте))))

Вот текст из учебного пособия. Составитель: Кельдышев В.А.
ОЦЕНКА МОЮЩЕ-ДИСПЕРГИРУЮЩИХ СВОЙСТВ РАБОТАВШИХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ МЕТОДОМ «МАСЛЯНОГО ПЯТНА»
В процессе эксплуатации возникает необходимость в определении возможности дальнейшего использования моторного масла. Разработан комплекс методов, позволяющих достаточно точно определить остаточную эффективность присадок, кислотного и щелочного числа и других параметров, характеризующих работоспособность масла. Однако большинство из методов требует значительного лабораторного оборудования, специальных химикатов и времени.
Для продолжения использования моторного масла необходимо присутствие в нем активной части присадок с моюще-диспергирующими свойствами. Моющие составляющие присадки предназначены для снижения склонности масел к образованию отложений на нагретых деталях, а диспергирующие для удержания в объеме масла примесей органического и неорганического происхождения, препятствуя их осаждению на поверхностях деталей и в смазочной системе (лат. dispergo — рассеивать).
Для оценки диспергирующей способности работавшего масла применяют метод «масляного пятна» (капельной хроматографии). Он предусматривает нанесение на фильтрованную бумагу капли горячего масла, взятого маслощупом из поддона картера сразу же после остановки двигателя. Через два часа образующая хроматограмма может быть использована для оценки диспергирующих свойств.
При хорошей диспергирующей способности присадки образуется темная центральная часть пятна (ядро), окруженная более светлой периферийной частью (зона диффузии). Различие в окраске ядра и зоны диффузии обусловлено осаждением в центре крупных частиц загрязнений и на переферии — мелко дисперсной части примесей. Чем больше площадь диффузии, тем выше диспергирующая способность (Дс) масла.
Уменьшение ширины зоны диффузии указывает на срабатывание присадки или на наличие в масле воды. Для оценки диспергирующей способности работавшего масла подсчитывают относительную площадь зоны диффузии (Ркд/Рд, где Ркд — площадь кольца диффузии, Рд — площадь большого круга), по формуле:
Дс = 1 — (d2 /Д2), (3)
где d — средний диаметр центрального ядра, мм; Д — средний диаметр внешнего кольца зоны диффузии, мм.
Полученная величина выражается в условных единицах и характеризует диспергирующие свойства масла. Если величина окажется меньше 0,3 усл.ед., то диспергирующие свойства неудовлетворительны и необходима замена масла.
В условиях ограниченности времени на проведение анализа опыт можно провести в следующей последовательности:
— пробу масла тщательно перемешивать в течение 5 мин.;
— масло залить в термостойкий стакан и нагреть до 40 °С;
— каплю нагретого масла стеклянной палочкой нанести на лист фильтровальной бумаги «синяя лента»;
— каплю масла на фильтровальной бумаге греть над электрической плиткой в течение 10 мин. (до полного высыхания), следя за тем, чтобы капля не перемещалась на бумаге.

Моторное масло: скан из учебного пособия

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Полученное пятно сравнивают с пятнами таблицы и «Шкалой образцов капельной пробы», которая кроме рисунков образцов содержит пояснения в форме таблицы (см. шкалу образцов кап. пробы). Оценка от 1 до 3 балла — показатель очень хороший; от 3 до 5 баллов — хорошо; от 5 до 7 — посредственно; от 7 до 8 — плохо; 8, 9 -очень плохо и масло подлежит замене.

Моющие составляющие присадки оценивают по присутствию на масляном пятке краевой зоны. При этом оценка диспергирующих свойств по шкале должна быть от 1 до 5 баллов. В противном случае масло подлежит замене!
15 октября 2015, 22:30
+27
Комментарии
+1

Пешеход
В каком универе учитесь?

Интересный метод.
+3

За рулем: Лада 2110
ЮУрГАУ, Челябинск. На днях еще один метод прошли позже напишу о нем.
+1

Пешеход
У меня 5. Эниос супер дизель. Пробег 9800 км.
+7

За рулем: BMW 3 series
Ерунда! Свойства моторных масел, хоть за 500р., хоть за 1000р. сохраняются в течении 5000-7000км., остальное диапазон — просто смазывающий материал. Очень много лабораторных исследований было сделано, где доказано, что масло менять необходимо раз в 7000км.
0

За рулем: Лада 2110
я Сам меняю через 10000. Или Раньше если в основном по городу езжу.
0

За рулем: Volkswagen LT, Volkswagen Tiguan
Абсолютно верно! Никогда больше 7-8 тысяч не катаю одно и тоже масло!
0

За рулем: Ford Explorer
Зависит от конкретных условий эксплуатации. Постоянная езда в городе на короткие дистанции-5000км. Поездки по трассе увеличивают диапозон, хороший прогрев двигателя, длительная работа в одном режиме, помогает промыть маслянные каналы двигателя. Можно увеличить до 7000км. Дальше это уже не масло) Особенно касается современных двигателей, с повышенной нагрузкой за счёт увеличенной литровой мощности и изначально заниженным запасом прочности.
+1

За рулем: Opel Astra
Масло меняю как дед учил 2 раза в год… Переобуваешься смена масла… Тогда и проблем небудет. Но это касаемо только тех кто ездиет мало…
+1

За рулем: Лада 2110
Ну когда ездишь мало, то да без условно этот метод работает хорошо.
+1

Пешеход
Прикольный метод, попробую запомнить и проверить через 5-6 тысяч хотя бы
+1

За рулем: Hyundai Elantra
Очень достойно!
Все таки студент это состояние души :))
+1

За рулем: Toyota Corona
Проверял свое масло, Shell 0W40 Pure Plus, пробег 7000, коэффициент составил 0,89.